Методические рекомендации к составлению рабочих программ
08.11.2014Методические рекомендации по составлению рабочей программы по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС ОО
Составитель: Андреева Е.Ю., заместитель директора
по УМР МБОУ Гимназия №6
1. Программа учебного предмета должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП (ФГОС ООО, пункт 18.2.2), то есть должна отражать процесс формирования предметных результатов (предметных понятий и умений на базовом и повышенном уровне), познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных умений, личностных универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП ОО, то есть программ:
- Программы воспитания и социализации (текст рабочей программы по предмету должен отражать возможности предмета в формировании социального опыта обучающихся, готовности к выбору профессиональной деятельности, мотивации обучающихся на здоровый и безопасный образ жизни, ценностных ориентаций личности);
- Программы развития УУД (текст рабочей программы должен отражать вклад учебной программы по данному предмету в формировании действий, необходимых для осуществления проектной, учебно-исследовательской деятельности, навыков смыслового чтения и работы с текстом, развития ИКТ-компетентности).
2.Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Планируемых результатов освоения ООП уровня общего образования;
- Примерных программ по учебным предметам (типовых программ), которые утверждаются МО РФ и носят рекомендательный характер;
- Авторских программ к линии учебников, утвержденных МО РФ.
При использовании авторских программ следует проанализировать соответствие структуры и содержания текста программы требованиям ФГОС, внести необходимые коррективы. Корректировка программы должна происходить и в соответствии с требованиями учета особенностей контингента обучающихся. Авторские программы учебных предметов могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос об их использовании решается на уровне образовательного учреждения (Инструктивно-методическое письмо департамента общего образования Минобрнауки России № 03-255 от 19.04.2011г.).
3.Рабочая программа учебного предмета составляется на ступень (уровень) обучения (образования) в целях распределения содержания по годам обучения, что гарантирует предоставление образовательной услуги (содержания предмета) в полном объеме для данной группы обучающихся. Выполнение данного требования является показателем при оценке качества образования.
4.Рабочая программа по предмету может быть единой для всех работающих в данном образовательном учреждении учителей (при условии корректировки в целях учета особенностей обучающихся), так и индивидуальной.
5.Структура программы, последовательность и полнота ее описания должна в полной мере соответствовать требованиям п.18.2.2 ФГОС ООО.
Рекомендации по составлению текста рабочей программы по учебному предмету
Компонент программы |
Наполнение |
1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели уровня образования с учетом специфики предмета |
1.Ссылки на нормативные документы, на основе которых осуществляется обучение по предмету. 2.Актуальность изучения данной программы по предмету (какие актуальные для ООО вопросы решаются через преподавание по данной программе). 3.Связь программы учебного предмета с программой воспитания и социализации (возможности предмета в формировании социального опыта обучающихся, готовности к выбору профессиональной деятельности, мотивации обучающихся на здоровый и безопасный образ жизни, ценностных ориентаций личности). 4.Описание системы учебников, в которой предполагается реализация данной программы.
|
2) Общая характеристика учебного предмета |
1.Место данного учебного курса в решении задач ООО/ НОО: -взаимосвязь с программой развития УУД (вклад учебной программы по данному предмету в формировании действий, необходимых для осуществления проектной, учебно-исследовательской деятельности, навыков смыслового чтения и работы с текстом, развития ИКТ-компетентности); -межпредметные связи; -преемственность в содержании образования на других ступенях (уровнях) образования. 2.Особенности организации учебного процесса по предмету: -технологии и приемы, обеспечивающие системно-деятельностный подход; -формы организации учебного процесса, формы контроля и оценки.
|
3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане |
1.Предметная область, в которую входит предмет. 2.Распределение часов по годам обучения (классам). 3.Определение резерва учебных часов, на что будут использоваться (реализация авторского подхода, разнообразные формы организации и пр.) |
4)Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. |
1.Конкретизируется перечень УУД, исходя из возможностей данного предмета. Обратить внимание на приоритетность формировании отдельных УУД в соответствии со спецификой предмета (см. примерные и авторские программы)
|
5) Содержание учебного предмета, курса |
1.Описание распределения содержания программы по годам обучения. Содержание состоит из перечня предметных понятий и предметных умений. 2. В программах естественно-научных предметов перечень обязательных практических, лабораторных работ.
|
6)Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (по годам обучения) |
1. В таблице отражаются: №урока по порядку, название раздела/ темы и количество часов на раздел/ тему, № урока в разделе/теме, тема урока, основные виды учебной деятельности, предметные результаты (предметные понятия и предметные умения на базовом уровне), домашнее задание. 2.Предметные результаты используются для осуществления контрольно-оценочной деятельности. Предметные результаты в зависимости от специфики предмета и количества часов могут прописываться как на отдельный урок, так и на раздел/ тему. Предметные умения – операции, входящие в вид деятельности обучающегося (см. характеристики основных видов деятельности обучающихся в примерных программах). 3.Основные виды учебной деятельности: систематизация знаний; работа с текстом (анализ текста, редактирование текста, отбор материала и пр.); составление графиков, таблиц, схем; классификация; решение познавательных задач; экспериментальные виды (решение экспериментальной задачи, наблюдение, анализ результатов наблюдения, проблемной ситуации); выполнение практических заданий (измерение, постановка опыта, конструирование) и пр. Основные виды учебной деятельности могут рассматриваться на уровне отдельных предметных действий (предметных умений) 4.Обязательные практические и лабораторные работы указываются в столбце «Тема урока». |
7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса |
Учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, демонстрационные пособия, электронные материалы, перечень технических средств обучения, учебно-лабораторного оборудования (по необходимости) |
8) Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса |
1. Предметные результаты по годам обучения. Понятия и умения на базовом и повышенном уровне определяются для тематического раздела. 2.Познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД с учетом возрастных особенностей: - перечень для 5 класса; -перечень для 6-7 класса; -перечень для 8-9 класса. |