Электронное портфолио обучающегося начальной школы
08.11.2014Введение электронного портфолио обучающегося начальной школы.
Т.Н. Фроловская, учитель информатики и ВТ
МБОУ Гимназия №6, г. Междуреченск,
Кемеровская область
Требования ФГОС НОО к развитию комплексного подхода в оценочной деятельности реализуется в МБОУ Гимназия № 6 города через внедрение портфолио обучающегося как способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося на уровне начального общего образования. Портфолио дополняет традиционные контрольно - оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, интеллектуальной, творческой, социальной, коммуникативной, спортивной и других.
Введение портфолио в гимназии предполагает следующие результаты:
- формирование умений к самоопределению, самопознанию, самореализации, способности обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию;
- формирование умений планировать (действия, объём работы, темп её выполнения), осуществлять самоконтроль (коррекцию), самооценку;
- формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы и справочной литературы;
- формирование умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Использование портфолио способствует формированию у обучающихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать, формированию самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
К моменту введения портфолио в гимназии, появилось множество вариантов «бумажных» портфолио ученика начальной школы, с красочным оформлением и разнообразными разделами внутри. Многие варианты портфолио были рассчитаны на текущий год, многие портфолио отличаются объемностью. Такой портфолио не обладает достаточной мобильностью.
В нашей образовательной организации эта проблема решается с помощью электронного портфолио. Имея доступ к интернету, обучающийся может в любое время и в любом месте предъявить его, описать свои достижения, рассказать о своих увлечениях, представить свои работы. Электронное портфолио реализуется на сайте электронной школы в личном кабинете обучающегося https://cabinet.ruobr.ru/ и имеет следующую структуру.
Вкладка «Обо мне» является титульной страницей портфолио, которая содержит основную информацию, краткие сведения о ребёнке, увлечения, кружки. Информацию можно изменять, добавлять новые сведения о себе. Для этой страницы использовался шаблон резюме. Умение написать резюме одно из важнейших требований к выпускникам.
Одним из разделов вкладки «Моя учёба», является раздел «Статистика». В ней наглядно, с помощью графиков, виртуальных медалей (золото, серебро, бронза), кубков разного размера и достоинства показана успеваемость ребёнка по предметам, за текущий учебный год. Так же есть предупреждающий сигнал красного цвета, который заставляет ребёнка и родителей обратить внимание на предмет с низкой успеваемостью. Средний бал позволяет учителям и классному руководителю вести рейтинг успеваемости среди учащихся класса, параллели.
Вкладка «Мой календарь» состоит из разделов: «Календарь мероприятий», «Мои мероприятия», «Приглашения», «Статистика участия».
«Календарь мероприятий» содержит сведения о мероприятиях, проводимых в рамках школьных предметов, воспитательной работы по следующим направлениям: интеллектуальное, творческое, спортивное, волонтёрское, гражданско – патриотическое. Учитель, организатор или куратор мероприятия, создаёт и описывает его в «Календаре событий». К этому мероприятию могут присоединиться и другие учителя, организовать его проведения в своём классе. Мероприятия каждого направления выделяются в календаре с помощью цвета, ему даётся полное описание. Обучающийся совместно с учителями, родителями имеет возможность сделать выбор того или иного мероприятия, поставив знак участия на нем со своей странички. При этом на страничках учителей формируются списки участников.
Раздел «Мои мероприятия» - список мероприятий, в которых обучающийся желает принять участие, содержащий название мероприятий и полные сведения о них.
«Приглашения» - раздел, где обучающийся может создавать команды для участия в олимпиадах и мероприятиях (если это предусмотрено).
Провести анализ проделанной работы поможет раздел «Статистика участия». Здесь в виде диаграммы показана доля участия в мероприятиях разных направлений, по различным этапам проведения (школьный, районный, муниципальный, региональный, федеральный, заключительный, всероссийский, международный). Чтобы провести анализ обучающийся выбирает уровень и направление, диаграмма показывает, сколько всего мероприятий проведено и в скольких он принял участие.
Вкладка «Мои достижения» состоит из страничек: «В школе», «Прочие достижения», «Мои работы».
Со страничкой достижений «В школе» работают учителя, которые проводили конкурсы и мероприятия. Автоматически после прикрепления наградного материала, у ребёнка высвечивается название, уровень мероприятия, статус участника, место (если есть), так же учитель может оставлять комментарии к наградам. Электронные наградные материалы высылаются организаторами бесплатно, что удешевляет стоимость участия и позволяет привлечь больше ребят. В зависимости от результата участия, рядом с наградой прикрепляется кубок (золотой, серебряный, бронзовый). При желании родители могут скачать награду с сайта и напечатать.
Страничка «Прочие достижения» обучающийся заполняет совместно с родителями, прикрепляет электронные (отсканированные или сфотографированные) наградные материалы, обязательно с полным описанием мероприятия (название, направление, уровень, дата проведения, результат).
«Мои работы» - страничка, где обучающийся (совместно с родителями) прикрепляет электронные варианты работ:
- Проектные работы – указывается тема проекта, дата создания работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы электронном варианте.
- Исследовательские работы и сообщения – указываются название работы, даётся описание работы, дата создания. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы электронном варианте.
- Техническое творчество – модели, макеты, приборы прикладываются в виде фотографий, текста работы в электронном варианте. Указывается название работа, даётся её краткое описание.
- Работы по искусству – прикладывается отсканированное или сфотографированное изображение работ, фиксируется участие в выставках, результативность.
- Другие формы творческой активности: участие в классных и общешкольных КТД, концертах, ярмарках и других мероприятиях. Указывается название мероприятия, время его проведения, форма участия, результаты, прилагаются фотоматериалы, оформленные в коллаж, альбом.
Одна из важнейших вкладок «Лист самооценки». Содержит таблицу, с помощью которой обучающийся проводит самоанализ в конце учебного года по итогам проведённой работы. В этой же таблице рядом с самооценкой обучающегося учитель (классный руководитель) делает анализ проведённой работы и достигнутых результатов. В таблице ставится «+» напротив тех умений, которыми обучающийся овладел, «-» - отмечают те умения, которыми не овладели.
Лист оценки общеучебных умений
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ |
Оценка |
|||||||
УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ СВОИ ДЕЛА |
Я |
Учитель |
||||||
1 класс |
Определяю цель работы на уроки с помощью учителя. |
|
|
|||||
Проговариваю порядок действий на уроке. |
|
|
||||||
Высказываю свое предложение (версию). |
|
|
||||||
Работаю по предложенному плану. |
|
|
||||||
Даю оценку работы класса на уроке. |
|
|
||||||
Отличаю верно выполненное задание от выполненного не верно. |
|
|
||||||
2 класс |
Определяю цель работы на уроке с помощью учители самостоятельно. |
|
|
|||||
Нахожу и формулирую проблему урока вместе с учителем. |
|
|
||||||
Планирую работу на уроке. |
|
|
||||||
Высказываю свою версию, предлагаю способ её проверки. |
|
|
||||||
Работая по плану, использую учебник, простейшие приборы и инструменты. |
|
|
||||||
Определяю, успешно ли выполнено задание в диалоге с учителем. |
|
|
||||||
3 – 4 классы |
|
3 кл |
4 кл |
3кл |
4кл |
|||
Самостоятельно формулирую цели урока после предварительного обсуждения. |
|
|
|
|
||||
Учусь обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем. |
|
|
|
|
||||
Работая по плану, сверяю свои действия с целью и , если нужно, исправляю ошибки с помощью учителя. |
|
|
|
|
||||
В диалоге с учителем оцениваю выполнение своей работы и работы всех. |
|
|
|
|
||||
|
УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ |
|
|
|||||
1 класс |
Отличаю новое от уже известного с помощью учителя. |
|
|
|||||
Ориентируюсь в учебнике. |
|
|
||||||
Нахожу ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке. |
|
|
||||||
Делаю выводы на уроке вместе с учителем. |
|
|
||||||
Сравниваю и группирую предметы. |
|
|
||||||
Подробно пересказываю не большие тексты, называю их тему. |
|
|
||||||
2 класс |
Понимаю, что мне нужна дополнительная информация. |
|
|
|||||
Ищу и нахожу нужную информацию в разных источниках. |
|
|
||||||
Наблюдаю и делаю самостоятельные выводы. |
|
|
||||||
Составляю простой план небольшого текста – повествования. |
|
|
||||||
|
|
3кл |
4кл |
3кл |
4кл |
|||
3 – 4 классы |
Самостоятельно предполагаю, какие знания нужны для решения учебной задачи. |
|
|
|
|
|||
Отбираю источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. |
|
|
|
|
||||
Нахожу информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях и др. |
|
|
|
|
||||
Сравниваю и группирую факты и явления. |
|
|
|
|
||||
Определяю причины явлений, событий. |
|
|
|
|
||||
Делаю выводы на основе обобщения знаний. |
|
|
|
|
||||
Представляю информацию в виде текста, таблицы, схемы. |
|
|
|
|
||||
|
УМЕНИЕ ОЦЕНИВАТЬ ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ |
1кл |
2кл |
1кл |
2кл |
|||
1–2 классы |
Отмечаю конкретные поступки и оцениваю их как хорошие или плохие. |
|
|
|
|
|||
Объясняю, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
|
|
|
|
||||
Самостоятельно определяю и называю самые простые, общие для всех людей правила поведения. |
|
|
|
|
||||
Выбираю, какой поступок совершить. |
|
|
|
|
||||
3–4 классы |
|
3кл |
4кл |
3кл |
4кл |
|||
Отделяю поступки от самого человека. |
|
|
|
|
||||
В предложенных ситуациях отмечаю конкретные поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (потому что разные люди из разных групп общества оценивают их по-разному). |
|
|
|
|
||||
|
УМЕНИЯ ОБЩАТЬСЯ |
1кл |
2кл |
1кл |
2кл |
|||
1 – 2 классы |
Оформляю свою мысль в устной и письменной речи (одно предложение или небольшой текст). |
|
|
|
|
|||
Учу наизусть стихотворение, прозаический фрагмент. |
|
|
|
|
||||
Умею слушать и понимать речь других. |
|
|
|
|
||||
Выразительно читаю и пересказываю текст. |
|
|
|
|
||||
Вступаю в беседу на уроке и в жизни. |
|
|
|
|
||||
Умею договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
|
|
|
|
||||
Учусь выполнять различные роли в группе (лидер, исполнитель, критик). |
|
|
|
|
||||
|
|
3кл |
4кл |
3кл |
4кл |
|||
3 – 4 классы |
Оформляю свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. |
|
|
|
|
|||
Высказываю свою точку зрения и пробую её обосновать, приводя аргументы. |
|
|
|
|
||||
Слушаю других, пробую принимать другую точку зрения. |
|
|
|
|
||||
Читаю вслух и про себя тексты учебников и при этом:
|
|
|
|
|
||||
Выполняю различные роли в группе, сотрудничаю в совместном решении проблемы (задачи). |
|
|
|
|
||||
Уважительно отношусь к позиции другого, пытаюсь договориться. |
|
|
|
|
||||
Работа с портфолио обучающегося начальной школы ведётся совместными усилиями детей, родителей, учителей, классных руководителей. Основную часть материала (работы, награды, полученные вне школы) собирают сами дети.
Учитель, классный руководитель:
- является консультантом и помощником, обучает основам ведения портфолио;
- координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
- способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
- отслеживает индивидуальное развитие обучающегося;
- является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио;
- подтверждает достоверность достижений учащегося.
Родители:
- помогают в заполнении портфолио;
- осуществляют контроль за исполнением портфолио.
По итогам каждого года обучения проводятся заключительные мероприятия по предъявлению портфолио. Они могут быть двух уровней: классными – по итогам 1, 2, 3 классов, и школьными – по итогам 4 класса. В жюри конкурса портфолио входят обучающиеся старшей школы, учителя и родители. Для оценивания портфолио разработана бальная, накопительная оценка.
Номинации для поощрения работы с портфолио:
- « Самый полный портфолио»;
- « За лучшее оформление работ»;
- « За многогранность таланта»;
- « За трудолюбие»;
- « За творческие достижения»;
- Другое.
Что же даёт электронное портфолио учителям?
- Возможность работать с портфолио в любое удобное время при наличии доступа в интернет;
- Автоматизированный подсчёт количества участников мероприятий;
- Статистика участия в мероприятиях по направлениям;
- Рейтинг самых активных и успешных участников.
Всё это упрощает написание отчётов, справок, позволяет вовремя включить в деятельность ребят, проявляющих малую активность, увидеть наклонности и приоритеты обучающихся.
Введение портфолио призвано повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Задача учителей сделать эту работу более привлекательной и простой. Электронное портфолио полностью отвечает этим задачам, повышает интерес к такой работе, а так же позволяет шагать в ногу со временем учебным организациям.