Положение о ведении классного журнала
12.03.2014
Принято на педагогическом совете протокол № 5 от 05.02.2013г |
Приложение № 3 к приказу № 63 – п от 06.02.2013г |
П О Л О Ж Е Н И Е
о ведении классного журнала
1. Общие требования.
1.1. Инструкция по ведению классного журнала разработана в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49), Указаниями к ведению журнала в I-XI классах общеобразовательных учреждений, Инструкцией о ведении школьной документации (утверждена министром просвещения СССР 27 декабря 1974 г.),
1.2. Классный журнал (далее – журнал) является государственным документом, и ведение его обязательно для каждого учителя, классного руководителя.
1.3. Классный руководитель и учителя-предметники несут ответственность за состояние, ведение и сохранность журнала.
1.4. Журнал рассчитан на учебный год. Журналы параллельных классов нумеруются литерами, например, 5а класс, 7б класс, 9в класс и т.д.
1.5. Категорически запрещается допускать обучающихся к работе с классными журналами.
1.6. Обложка классного журнала подписывается по образцу:
Классный журнал 5 класса «А» МБОУ Гимназия № 6 г. Междуреченска на 200../200… учебный год
|
1.7. Записи в журнале должны вестись на русском языке. Записи в журнале должны быть сделаны шариковой ручкой черного цвета четко, аккуратно, без исправлений. В исключительных случаях допускается делать исправления итоговых (четвертных, полугодовых, годовых) отметок, содержание которых необходимо описать в нижней части страницы, заверив их личной подписью директора с ее расшифровкой и школьной печатью. При исправлении итоговых отметок учитель обязан предоставить объяснительную записку на имя директора гимназии. Недопустимо при исправлении в классном журнале использование закрашивающих средств.
1.8. В конце учебного года журнал сдается классным руководителем на хранение заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
1.9. Классный журнал хранится в архиве учреждения 5 лет, сводная ведомость учета успеваемости обучающихся – 75 лет.
2. Обязанности администрации образовательного учреждения.
2.1. Директор гимназии и его заместители обязаны обеспечить хранение классных журналов и систематически осуществлять контроль за правильностью их ведения.
2.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе проводит инструктаж учителей каждой параллели по требованиям, предъявляемым к ведению журнала, с учетом изучаемых дисциплин; дает указания учителям о четком распределении страниц журнала, отведенных на текущий учет успеваемости и посещаемости обучающихся на год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет. Учитель письменно в книге инструктажей подтверждает, что с инструкцией по ведению журнала ознакомлен (подпись, расшифровка подписи, дата).
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе проводит инструктаж и с медицинскими работниками школы.
2.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе по итогам проверки заполняют журналы согласно указаниям в соответствующих графах «Замечания по ведению классного журнала», где указывают цель проверки и содержание замечаний.. По итогам повторной проверки делается отметка об устранении обнаруженных ранее замечаний. Все записи подкрепляются подписью проверяющего. По итогам проверок журналов проверяющими составляется справка. В случае нарушений, допущенных при ведении классного журнала, учителю-предметнику или классному руководителю, а также заместителю директора по учебно-воспитательной работе объявляется дисциплинарное взыскание за невыполнение своих должностных обязанностей в соответствии со статьями Трудового кодекса Российской Федерации.
Руководитель образовательного учреждения несет персональную ответственность за невыполнение положений настоящей инструкции в соответствии с законодательством.
3. Обязанности классного руководителя.
3.1. Классный руководитель заполняет в журнале: титульный лист, оглавление (наименования предметов в оглавлении пишутся с прописной буквы в соответствии с учебным планом), списки обучающихся на всех страницах (фамилия, имя – полностью); фамилию, имя, отчество учителя-предметника (полностью без сокращений) на всех страницах журнала; наименования предметов (со строчной буквы); общие сведения об обучающихся; сводную ведомость посещаемости; сводную ведомость учета успеваемости обучающихся; сведения о занятиях в факультативах, кружках, секциях; сведения о количестве пропущенных уроков (только количественный показатель без дополнительных пояснений), листок здоровья (фамилия, имя обучающихся – полностью; классный руководитель контролирует заполнение медицинским работником сведений о состоянии здоровья обучающихся). Классный руководитель еженедельно отмечает количество уроков, пропущенных обучающимся, подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым обучающимся за четверть (полугодие) и учебный год. Классный руководитель переносит с предметных страниц в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся отметки за четверть (полугодие), год, экзаменационные и итоговые отметки с экзаменационной ведомости. Классные руководители 11 классов выставляют итоговую отметку, которая определяется как среднее арифметическое годовых отметок выпускника за X, XI классы.
В графу «Решение педагогического совета » классным руководителем вносятся следующие записи:
В 1-8 классах:
- Переведен(а) в ….. класс. Протокол от __ №___
- Условно переведен(а) в ….. класс. Протокол от __№___
- Оставлен(а) на повторное обучение. Протокол от ___ №___
В 9-х классах:
- Допущен(а) до государственной (итоговой) аттестации обучающихся. Протокол от ___ №___
или:
- Не допущен(а) до государственной (итоговой) аттестации обучающихся. Протокол от ___ №___
- Освоил(а) программы основного общего образования; выдать аттестат; перевести в 10 класс. Протокол от ___№____
или:
- Не освоил(а) программы основного общего образования. Протокол от ___№____
В 10-х классах:
- Переведен(а) в ….. класс. Протокол от __ №___
- Условно переведен(а) в ….. класс. Протокол от __№___
В 11-х классах:
- Допущен(а) до государственной (итоговой) аттестации обучающихся, протокол от ___ №___
или:
- Не допущен(а) до государственной (итоговой) аттестации обучающихся. Протокол от ___ №___
- Освоил(а) программы среднего (полного) общего образования; выдать аттестат. Протокол от ___№____
или:
- Не освоил(а) программы среднего (полного) общего образования; выдана справка об обучении в общеобразовательном учреждении. Протокол от ____№____
3.2. В случаях обучения обучающихся в лечебно-профилактических учреждениях и оздоровительных общеобразовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, классный руководитель помещает в журнал справку об обучении в санатории или больнице.
3.3. На форзацах журнала фиксируется:
-
- дежурство в классе,
- схема посадки,
- телефонная цепочка,
- карман для справок.
4. Обязанности учителя-предметника.
4.1. Журнал заполняется учителем в день проведения урока. Количество проведенных уроков и соответствующие им даты должны совпадать.
4.2. На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и задание на дом. При проведении сдвоенных уроков – дата записывается дважды и, соответственно, тема каждого урока. Дата прописывается только арабскими цифрами не через дробь.
Количество часов по каждой теме должно соответствовать утвержденному календарно-тематическому планированию и программе по предмету.
4.3. По проведенным практическим, лабораторным, контрольным, письменным работам следует точно указывать их темы. Отметки за письменные контрольные работы проставляются в графе того дня, когда проводилась данная работа, и в сроки, оговоренные положением «О проверке тетрадей».
4.4. В графе «Домашнее задание» записываются содержание задания с отражением специфики организации домашней работы и характер его выполнения (читать, рассказывать, наизусть), страницы, номера задач и упражнений, практические задания. Не допускается выход записи за поля.
4.5. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания обучающихся, а также ежеурочно отмечать посещаемость обучающихся (отмечает отсутствующих на уроке строчной буквой «н»).
4.6. Итоговые отметки обучающихся за четверть (полугодие, год) должны быть обоснованы (то есть соответствовать успеваемости обучающегося в аттестационный период). Чтобы объективно аттестовать обучающихся, необходимо не менее трех текущих отметок (за четверть) при одночасовой недельной учебной нагрузке по предмету и не менее шести (за четверть) при двухчасовой недельной нагрузке учетом качества знаний обучающихся по письменным, лабораторным, практическим работам; количество отметок увеличивается пропорционально количеству часов. В случае отсутствия текущих оценок по предмету из-за болезни учащегося или по иной причине рекомендуется продлить сроки обучения данного учащегося с последующей сдачей текущего материала в форме зачета, экзамена или иной другой формы.
4.7. Итоговые отметки за каждую четверть (полугодие) выставляются учителем после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти(полугодии). Не допускается выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом и т.п.).
4.8. Выставление в журнале точек, отметок со знаком «минус», записи карандашом не допускаются. Выставление в одной клетке двух отметок допускается на уроках русского языка и литературы за письменные творческие работы.
4.9. На занятиях, где класс делится на две подгруппы, записи ведутся индивидуально каждым учителем, ведущим подгруппу.
4.10. При замещении уроков классный журнал заполняет замещающий учитель в обычном порядке (подпись и другие сведения записываются в журнале замещения уроков).
4.11. Учет знаний детей, обучающихся на дому, ведется в отдельном журнале. Учителя-предметники, ведущие занятия, выставляют отметки (текущие и итоговые) только в специальном журнале для надомного обучения. Эти же учителя в конце зачетного периода выставляют в классный журнал только отметки, которые классный руководитель переносит в итоговую ведомость.
4.12. В клетках для отметок допускается один из символов «1», «2», «3», «4», «5».
В случае наличия у обучающегося справки о медицинской группе здоровья на уроках физической культуры оцениваются положительно теоретические знания по предмету. Запись «осв.» в журнале не допускается.
Следует помнить, что выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (трех и более уроков), после каникул сдерживает развитие успехов в их учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебным предметам.
4.13. В первом классе отметки в журнал ни по одному из учебных предметов не ставятся.
4.14. Специфика предметов:
4.14.1. Литература:
· отметки за творческие работы (классные, домашние сочинения и другие) выставляются как по русскому языку, так и по литературе на страницах «русский язык» и «литература» в 10-11 классах;
· перед записью темы уроков по внеклассному или самостоятельному, выразительному чтению следует писать сокращения: «Вн. чт.», «Сам. чт.», «Выр. чт.»;
· отметки за выразительное чтение (наизусть) следует выставлять в отдельную колонку, а в графе «Что пройдено» писать: А. Блок. Чтение наизусть:
· сочинение записывать так: 1-ый урок. Р. р. Подготовка к сочинению по ………., 2-ой урок. Р. Р. Написание сочинения.
4.14.2. Русский язык:
· отметки за контрольный диктант с грамматическим заданием следует выставлять в одной колоне дробью (4/4; 5/3);
· запись по проведению классного изложения по развитию речи следует делать так: 1 – ый урок Р. р. Подготовка к изложению с элементами сочинения. 2-ой урок. Р. Р. Написание изложения с элементами сочинения.
· отмети за творческие работы в 5-9 классах выставляются через дробь (5/5, 4/5).
4.14.3. Иностранный язык:
· обязательно следует указывать в графе «Что пройдено» одну из основных задач данного урока. Например: «Ознакомление с определенным артиклем. Обучение чтению. Тренировка употребления изученной лексики» или «Введение новой лексики, множественное число существительных».
4.14.4. Технология, физика, химия, физическая культура:
· на первом уроке обязательно отмечается «Вводный инструктаж по ТБ» в графе «Домашнее задание».
· При проведении практических работ, лабораторных работ, отмечается «Инструктаж по ТБ» в графе «Домашнее задание».
4.14.5. Биология:
· лабораторные работы (л.р.) проводятся и отмечаются в журнале в зависимости от типа урока и задач либо:
- для усвоения учащимися новых знаний и приемов учебной деятельности (оценивается индивидуально);
- для иллюстрации и систематизации изученного материала;
- для закрепления и проверки знаний и умений учащихся (оценивается у всех учащихся).