Цифровая школа - актуалькость
21.02.2019Актуальность проекта
Сегодняшние технологии это уже не только инструмент, но и новая среда существования человека.
Цифровое образовательное пространство дает принципиально новые возможности:
перейти от обучения в классах к обучению в любом месте и в любое время;
заменить регулятивные уроки индивидуальными;
превратить учащихся из потребителей электронных ресурсов в создателей новых школьных медиа-порталов;
сделать каждую школу элементом единого национального образовательного пространства;
широко использовать интерактивные технологии и электронный документооборот вместо технологии мела и бумаги.
В настоящее время все более актуальной становится задача создания школ целиком и полностью построенных в рамках новой парадигмы образования, и новейшие технологии в этом случае начинают играть одну из самых главных ролей. Основной целью создания цифрового учебного заведения становится задача создать принципиально новый системный формат оснащения и оформления школы, комплекса школ, способных решать перспективные пилотные педагогические задачи европейского масштаба.
Цели и задачи проекта «ЦИФРОВАЯ ШКОЛА»
Целями проекта являются:
- Совершенствование содержания и технологий образования;
- Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности образовательного учреждения;
- Развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, включая развитие сетей образовательных коммуникаций, поддержка системы сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
- Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающего эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
- Развитие инфраструктуры общественного участия в образовательной деятельности, развитие социальных связей школы с общественностью;
- Повышение эффективности управления в системе образования и развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений по реализации образовательных программ.
РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ
- Повышение качества, эффективности и доступности образовательных услуг;
- Создание современной материально-технической базы;
- Повышение эффективности использования мультимедийных и интерактивных технологий;
- Обеспечение максимального удобства эксплуатации оборудования и программного обеспечения и, как следствие, снижение требований к уровню технического персонала;
- Организация образовательного информационного пространства школы для интеграции в единое образовательное пространство и обеспечения доступа к информационным ресурсам, размещенным на образовательных порталах;
- Комплексное оснащение школы программно-техническими средствами, расширяющими спектр образовательных услуг, способствующими введению новых форм обучения для повышения инвестиционной привлекательности школы;
- Автоматизация административного управления школы, совершенствование механизмов управления и обеспечение возможности мониторинга образовательных результатов, профессионального мастерства педагогов;
- Поддержка и развитие методов дистанционного обучения;
- Обеспечение участия в образовательном процессе детей, находящихся на домашнем обучении.
Средства обучения
|
Школа прошлого |
Школа настоящего |
Школа будущего |
|
Бумажные учебники Учебники много весят и утяжеляют портфель. Доступ к информации ограничен, так как компьютер есть только у 20% школьников.
|
Электронные учебникиОни не имеют веса, а учиться по ним можно удалённо и в любом месте. В Библиотеке МЭШ должны быть доступны учебники в электронном виде, несколько виртуальных лабораторий, тысячи интерактивных приложений |
ГаджетыОбразование может быть дистанционным, а обучение непрерывным. Доступ к знаниям есть из любой точки планеты.
|
|
Обычный дневник Дневник нужно заполнять вручную. Его можно «забыть» дома. Домашнее задание может быть не записано. Родители не всегда осведомлены об успеваемости и оценках ребенка. |
Электронный дневник и журналОценки и домашние задания всегда под рукой. Родители всегда в курсе успеваемости ребенка, а учителю не приходится тратить время на заполнение бумажных форм. |
График-диаграммаНакопленные данные указывают на слабые и сильные стороны ученика, формируют персональные планы обучения, помогают в профориентации, подсказывают вузы для успешного поступления. |
|
Меловая доска Возможности для демонстрации контента сильно ограничены. Отсутствуют интерактивные задания. Невозможно воспроизвести видео. |
Интерактивная панельКонтент урока становится разнообразнее. Учитель может дать интерактивные задания, воспроизвести видео, показать контент на гаджетах учеников. |
Очки вирт. реальностиИспользование технологии виртуальной и дополненной реальности на уроках позволяет лучше закрепить материал, наглядно изучить сложные процессы и явления. |
|
Портфель В школу обязательно носить 5-6 учебников. Рюкзак тяжелый. Это негативно сказывается на осанке школьника |
Планшеты/НоутбукЗадания на уроке, электронные учебники и тесты можно читать, смотреть и решать прямо с планшета или ноутбука. |
Аддитивные технологии3D-печать позволяет получить объемные модели любого изучаемого объекта. |
Основными критериями системного проекта цифровой школы являются:
Открытость Цифровые школы должны явиться открытой площадкой для всех заинтересованных в обучении детей на новой педагогико-технологической платформе. Информация об образовательном процессе становится on-line доступной через Интернет. Школы смогут обеспечивать прием педагогов из других учебных заведений, внедряющих новые инновационные модели образования.
Компетентность. Создание новой образовательной среды цифровых школ будет проводиться при участии ведущих специалистов Hi-tech отрасли, компаний всемирно известных брендов. Инсталляция образовательного контента – с привлечением крупнейших производителей программных продуктов, ориентированных на образование. Учебно-методическое обеспечение работы комплекса должно быть проведено на основе работы консультационного комитета, образованного из уже практикующих педагогов цифровых школ.
Инновационность. Применяемые программно-аппаратные решения, интегрированные в системные комплексы, предназначенные для решения исключительно образовательных задач, будут новы и исключительны не только для России, но и для образовательных учреждений Европы. Предполагается, что цифровое пространство России станет по праву европейской экспериментальной площадкой.
Мобильность. Проект обеспечивает возможность гибкой настройки оборудования и программного комплексов при корректировке образовательных задач, а также позволит переносить учебный процесс за пределы традиционного школьного пространства.
Интерактивность. Все оборудование и внутренне устройство комплекса школ должно вовлечь учеников, учителей, родителей, общественность в сетевое пространство, пространство коллективного взаимодействия. У каждого участника образовательного процесса - электронный паспорт, свое место в информационной системе школ.
Креативность. Цифровое пространство будет способствовать творческой деятельности, развитию креативного мышления, умению нестандартно мыслить, прививать системную культуру. Проектная деятельность должна получить новый социальный импульс для развития в учебном процессе.
Гуманитарность. Новейшие технологии, образовательные инструменты нацелены в первую очередь на воспитание нравственной личности, социально ответственных молодых людей, способных с применением новейших гипермедиа инструментов принимать участие в построении нового российского демократического общества.
Нет, это не школа, нашпигованная проекторами и интерактивными досками. Это пространство, в котором возможно создание каждым учащимся своей личной школы при помощи цифровых технологий. Цифровые компетенции не могут быть целью образования, а могут быть только средством. Они позволяют нам выйти на новые актуальные задачи. Цифровая школа дает каждому безграничные возможности: ребенок сам может выбирать для себя источники знаний. Затем необходима удобная навигация по информационному пространству: иначе как разобраться в безумном потоке знаний. Следующий компонент — цифровая среда, которая опирается на онлайн-взаимодействие везде, где это эффективно. Ну и, наконец, за всем этим следует максимальное упрощение формальных задач, которые сейчас так мешают учителю. Для этого тоже разумно использовать цифровые технологии.