О безопасности ребенка
12.11.20162. РАЗЛИЧНЫЕ ТРАВМЫ.
Около 70 процентов уличных травм случаются со школьниками по дороге домой из школы. Понятно почему: дорогу после занятий ребята считают уже начавшимся отдыхом. Чтобы ввести этот отдых в разумные рамки, надо или встречать ребёнка, или строго организовать время и маршрут к дому: никуда не сворачивать, не играть и т.д. Как и дома, травмы на улице происходят в основном из-за различных падений. Это важно иметь в виду, потому что правильно падать можно научить — как это делает, например, любой тренер по волейболу на первом же занятии.
Спортивные привычки помогают снизить опасность травм и в ещё одной традиционной ситуации — мальчишеской драке. Кстати, здесь надо обратить внимание на искаженные представления детей о возможных последствиях ударов (особенно предметами). Родители, например, должны объяснить ребёнку, что только в кино после удара железным прутом человек остаётся здоров и весел.
Если вы хотите влиять на безопасность вашего ребёнка, надо знать круг его общения (обязательно — телефоны друзей и имена их родителей) и места, где ребёнок может оказаться. Недопустимо, чтобы это была стройка, пустырь, старый дом, подвал, чердак, колодцы подземных коммуникаций (здесь можно обвариться и отравиться газом и т.д.).
3. ПРУДЫ, КАНАЛЫ, ПЛЯЖИ, КОТЛОВАНЫ И РВЫ С ВОДОЙ.
У воды ребёнок должен быть только в сопровождении взрослого. Надо иметь в виду, что каждый год дети тонут не только в реках или прудах, но и в различных ямах, строительных котлованах и даже в бочках и т.д. С первых лет жизни ребёнок должен уметь вести себя у воды и научиться плавать.
4. НЕЗНАКОМЫЕ ЛЮДИ.
С раннего детства ребёнок должен знать, что люди бывают разные и иметь дело надо только с теми, кого знаешь. Полиция многих стран считает обязательным для любого ребёнка закон четырех „не":
· - никогда не разговаривай с незнакомцем;
· - никогда не садись в машину к незнакомцу;
· - никогда не играй по дороге из школы домой;
· - никогда не гуляй с наступлением темноты.
Первое правило — самое безусловное. Предлог, который найдет злоумышленник, нам никогда не угадать, поэтому готовые формулы типа: „Не соглашайся, если тебя зовут посмотреть мультфильмы или предлагают конфету" — только мешают. Ребёнок должен знать, что если он один, то на любые слова незнакомого человека должен сказать: „Извините, нет" или „Извините, я не знаю" и отойти.
Очень важно объяснить, что незнакомый — это любой человек, которого не знает сам ребёнок. Незнакомец может назвать его по имени, сказать, что пришел по просьбе мамы. Но если человек ребёнку незнаком, он должен на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: „Я его не знаю!" Родителям необходимо внушить ребёнку, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого ему человека. Если такой человек подойдет, кем бы тот ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, позвонить родителям или обратиться к милиционеру.
Очень часто хорошее воспитание мешает детям действовать решительно в минуту опасности. Поэтому в понятие хорошего воспитания должен входить и разговор с ребёнком, где вы объясните ему, что не будете сердиться, если он начнёт грубить, врать, громко кричать, бить и кусаться, когда к нему станет приставать незнакомый человек. Объясните ребёнку взрослое понятие „право на необходимую оборону".
Научите ребёнка не доверять на улице ни женщинам, ни сверстникам, ни даже тем, кто младше его. Не только потому, что порой именно они заманивают жертву в машину к взрослым злоумышленникам, но из-за „детского рэкета", драк и т.д. Мальчику надо объяснить, что на его желании быть смелым кто-то может сыграть, и нужно быть смелым, но не глупым. А любая вещь, которую у него хотят отнять, стоит меньше его здоровья и безопасности, и вы не будете на него сердиться.
Время, когда ребёнок начнёт один ходить из школы домой, нужно максимально оттягивать. А когда это будет уже неизбежно, научите соблюдать простые меры предосторожности — такие, как ходить только группой или вдвоём, по дороге нигде не останавливаться, ходить всегда одним и тем же маршрутом, а придя домой, тут же позвонить маме или папе на работу.
Если у ребёнка свой ключ от квартиры, никогда не вешайте его ему на шею, проверьте, не забудет ли он ключи в дверях, в почтовом ящике, в кармане пальто. Лучший вариант — оставлять ключ у кого-то из соседей, потому что здесь появляется дополнительный контроль.
Оставшись один в квартире, ребёнок должен знать, что дверь всегда нужно закрыть не только на замок, но и на задвижку или цепочку. Так же, как и на улице с незнакомцем, ребёнок не должен вступать в разговоры с кем-то через дверь. В ответ на просьбы открыть, дать стакан воды, помочь соседу или маме, проверить свет и на всё остальное ребёнок может ответить только: „Сейчас я позвоню соседу, он выйдет и поможет вам" или „Сейчас я позвоню в милицию, они приедут и всё решат". Ребёнок должен понимать, что и он ни под каким предлогом не может выходить из квартиры, откуда злоумышленник в состоянии вызвать его и по телефону из ближайшей будки.
В квартире около телефона (или на самом аппарате) должны быть номера телефонов соседей, рабочие телефоны родителей и других близких родственников (особенно тех, кто работает рядом), телефон ближайшего отделения милиции и экстремальных служб города — 01, 02, 03. Опыт показывает, что в напряжённой обстановке даже взрослые не каждый раз могут вспомнить эти телефоны.
Чтобы вызвать милицию или пожарных, надо знать свой адрес. Разучить его с ребёнком надо сразу, как только он научится говорить — одновременно со своим именем, фамилией и телефоном родителей. С первых лет жизни ребёнку надо объяснить, что если он потеряется или окажется в сложной ситуации, он может попросить помощи, но не у каждого встречного.
Объясните, как выглядит милиционер, работник метро, кассир или продавец в большом магазине, администратор в музее, кинотеатре или театре. Ребёнок должен запомнить, что эти люди в городе как бы дежурные. Важно показать особенности униформы, чтобы ребёнок не принимал, например, за милиционера первого же мужчину в фуражке. Покажите, как выглядит милицейская машина, где в вашем районе отделение милиции. Скажите, что помощью милиции или пожарных может воспользоваться каждый житель города — независимо от того, взрослый он или ребёнок.
Воспитание иммунитета личной безопасности у ребёнка должно идти с соблюдением чувства меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно и как бы случайно. Если ребёнка запугать агрессивным миром, то он разучится рисковать (а в некоторых ситуациях риск — важнейшая часть самозащиты), станет воспринимать мир как агрессивное окружение и всю жизнь в конечном счёте потратит на борьбу с ним.
Учеба пойдет впустую, если не учитывать и особенности детской психики, которая противится формулам „Запрещено", „Нельзя", „Ты обязан" и т.д. Скажите ребёнку: „Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя". Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкрепить понятными примерами — например, в ситуации „защита квартиры" напомнить сказку про волка и семерых козлят или Красную Шапочку.
5. Ребенок должен идти домой по строго оговоренному маршруту
Куда бы вы ни водили ребенка – в школу, секцию, кружок, всегда придерживайтесь одного и того же маршрута в каждое место. Это должен быть не самый короткий путь, а самый безопасный! По самым освещенным местам, там, где наименьшее количество движущегося транспорта и там, где на пути не попадаются потенциально негативные зоны, например, вокзал, автостанция, пивнушка и т.п. По этому маршруту вы должны пройти с ребенком неоднократно и запомнить все приметные места. Отступать от маршрута нельзя ни под каким предлогом, ребенок должен усвоить, что нельзя свернуть поиграть с другом или подружкой детства (садика) в соседнем дворе, ни поболтать с бывшей соседкой, переехавшей в новый квартал, ни поддаваться искушению порезвится на детской площадке, недалеко от его пути и т.д. Т.е. вы даете четкую инструкцию – "в случае, если придется идти домой одному, ты пойдешь только этой дорогой!"
6. Безопасность общения
Сколько раз мы могли наблюдать, как к одиноко идущим детям обращались прохожие или попутчики в транспорте, чаще сердобольные бабули, и все то им надо знать! «Ты, мальчик, один?», «Девочка, а где у тебя родители?, «Это куда это ты одна?» и т.п. и ведь разговорчивых бабуль не остановить. А разговорчивые детки все готовы выложить в ответ: и что мама задержалась на работе, а папа в командировке, и что обещали купить собаку… «а код от подъезда я знаю»… и «ключ на шее ношу» и т.д. Все это истории из жизни. И со мной произошло в детстве нечто подобное. Я беззаботно болтала с соседкой на лавочке у подъезда, а в трех метрах от нас курил мужчина, которого я даже не заметила! Не помню, что именно я наболтала соседке, но не успела снять пальто, как мужчина зашел в нашу квартиру – просто дернул ручку двери, которую я не успела запереть. Представительный такой дядечка в шляпе и длинном плаще, он спросил, кто из взрослых дома, а сам осматривал прихожую и заглядывал в комнаты. Мне было девять лет и я первый раз осознала, что такое ужас, потому что подсознательно поняла: «этот дядя никакой не знакомый мамы». С криком на весь подъезд «Папа!!!!» я вывалилась на лестничную площадку. Мужчина тут же ретировался.
Итак, ребенок должен запомнить, что в разговоре со взрослыми, знакомые они или нет, даже если он их узнал, нужно быть очень сдержанным, никаких подробностей не сообщать! Чужому человеку можно ответить односложно: «Мама не разрешает мне разговаривать с незнакомыми людьми». Все, точка! На любые дальнейшие высказывания, он должен ответить: «Я вас не знаю». Если с расспросами пристает человек довольно знакомый, но не близкий, не вхожий в ваш дом, рекомендуйте ребенку так же отвечать очень сухо «Здравствуйте, я очень спешу», на расспросы простой ответ: «Я не могу вам сказать».
Категорически запретите ребенку отвечать пьяным и цыганам. А так же быть очень осторожным с незнакомыми детьми.
Не пугайте ребенка, не вынуждайте его быть замкнутым и пугливым, ваша цель – объяснить что такое осторожность.
7. Безопасность ребенка в общественном транспорте
Если путь лежит не близкий, подготовьте ребенка правильно путешествовать в автобусе, трамвае, троллейбусе. В первую очередь, о безопасности того или иного транспорта – это как само собой разумеющееся. Т.е. нельзя пытаться влезть в переполненный автобус, нельзя прислонятся к дверям, заходить нужно только в передние двери и садится на место ближе к водителю, обходить автобус сзади и т.д. Во-вторых, продумайте, что делать ребенку, если он проехал свою остановку, сел не на тот маршрут и т.д., - к кому обратится, или как вернуться назад. Можно обратится в первую очередь к водителю или кондуктору, а в метро – к милиции. Объяснить какая остановка или станция нужна и попросить направить в нужном направлении. Посоветуйте в случае необходимости обращаться на улице не к одиноким тетенькам, бабушкам или мужчинам, а к мамам! К женщине с ребенком или коляской. Они легче отзываются на просьбы о помощи и более надежны, если это слово здесь уместно.
8. Открытая угроза
Открытая опасность тоже нередкое явление по дороге домой. Предметом посягательства может быть и мобильник, деньги, дорогая куртка, плеер и т.д. Отступая, сразу скажу, что если не можете обеспечить ребенку безопасность и по дороге, и в школе, не давайте ему дорогих вещей, пока он мал. Понятие о взрослости своего ребенка у родителей разное, но балуя дорогой вещью, а ему непременно захочется ей похвастать перед друзьями, вы увеличиваете риск быть обманутым, обиженным и обворованным.
С точки зрения собственной безопасности, объясните ребенку, что если с него требуют телефон, деньги или другие вещи – отдать без боя (одноклассники не считаются), и немедленно уходить от хулиганов.
В случае необходимости кричать во все горло, кричать не стесняясь никого!
9. Безопасность ребенка на улице
Свой собственный двор часто становится для ребенка слишком привычным, и обманчиво безопасным. Но и здесь его могут подстерегать неприятности. Частый совет родителей: не ездить в лифте с незнакомыми людьми. Но, это не спасает, не исключено, что уже на следующем этаже к нему в лифт подсядут. Поэтому, запретите пользоваться лифтом вообще – пусть поднимается пешком.
А в случае опасности на лестнице все та же инструкция – как можно громче кричать и стучать во все ближайшие двери.
10. ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОПАЛ:
· сходите или позвоните туда, где он должен был быть, выясните, кто его видел в последний раз и где, расспросите соседей;
· проверьте наличие документов и вещей пропавшего;
· сообщите в милицию по телефону „02" о пропаже, если у вас есть подозрения на конкретных людей, сразу о них сообщите;
· начните с помощью соседей и родственников поиски на соседних дворах, в подъездах, чердаках, подвалах;
· напишите заявление на имя начальника вашего отделения милиции с указанием примет и приложением фотографии пропавшего, зарегистрируйте ваше заявление у оперативного дежурного;
· не прекращайте самостоятельные поиски, обратитесь в общественные фонды и частный сыск;
· в ваше отсутствие в квартире должен дежурить кто-то из соседей или родственников; при возвращении ребёнка сразу сообщите в милицию.
Специалисты утверждают, что важно доверять ребёнку и заслужить его доверие. У ребёнка своя шкала оценки серьёзности событий, представлений об обязанностях и этике — старайтесь её понять. Самые небольшие перемены в поведении ребёнка — откуда-то взявшаяся новая вещь, царапина — могут быть важными сигналами: будьте внимательны к мелочам.
Ребёнка защищает прежде всего любовь родителей. Нелюбимые дети пропадают чаще, чем любимые.